Опубликовано 25 июня 2019 в 10:24
  • Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности.

Семья для ребенка – это первая школа отношений с людьми.
Общение в семье становится образцом для ребенка.
Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи.
Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье.

Общение с ребенком начинается с первых минут его жизни. А по мнению многих даже значительно раньше, еще во время внутриутробного развития ребенка. Уже на 7-м месяце малыш начинает понимать, что от него требуют, и спокойно подчиняется или капризно сопротивляется. Ласково, но твёрдо капризы, сопротивления пресекаются. А он всё настойчивее стремиться добиться своего, что у многих младенцев получается.
Ещё в самом малом, но уже неуклонно требования взрослых игнорируются, а его – выполняются. Он пытается подчинить себе родителей. Ребёнок в этом возрасте тонко различает ласковый и сердитый тон. Значит, пришло время похвалить его или показать, что им недовольны. Следует укрепить столь важное понимание – когда им довольны, а когда нет. При неправильном воспитании в 9 месяцев ребёнок может истерически изгибаться и кричать в манеже. В таком случае необходимо быть твёрдым.
Следует помнить: ребёнок никогда и ничего не должен добиться истерикой. Ласка – всегда поощрение и знак для ребёнка: всё хорошо, так себя и надо вести. Родители вдруг становятся строгими – стало быть, они огорчены им. Малыш пытается настоять на своём, однако родители непреклонны и серьёзны. И он уступает, получая урок: за определённую черту переходить нельзя.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, появляются ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

в недовольстве, раздражительности, плаче.

в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Период активного упрямства и капризности начинается примерно с 18 –ти месяцев и заканчивается к 3,5 – 4 годам. Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года. В этот кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться от 5 –ти до 19 раз в день!

Мальчики упрямее девочек. Девочки чаще капризничают.

Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте тоже случаются. Однако, если по достижении 4-х лет упрямство или капризность проявляются постоянно, то есть опасность фиксации упрямства, истеричности, как удобных способов манипулирования своими родителями. Не поддавайтесь на такое поведение ребёнка ради своего спокойствия.

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ

  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не придавайте большого значения упрямству или капризности. Примите это как данность.
  • Не пытайтесь во время приступа что-то внушить ребенку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще более будоражат.
  • Не сдавайтесь, даже тогда, когда приступ ребенка происходит в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  • Будьте настойчивы в поведении с ребенком. Если Вы сказали «нет», оставайтесь и далее при этом мнении.
  • Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.
  • Постарайтесь схитрить, отвлечь ребёнка: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка!», «А что это там за окном ворона делает?» Подобные маневры заинтересуют и отвлекут ребенка.